Основные функции
Реле перегрузки защищают электродвигатель и установку от перегрузок. Это трехполюсные электромеханические или электронные устройства защиты, оснащенные расцепителем. Как правило, реле перегрузки всегда используется в паре с контактором.

-
1) Входные клеммы питания
Они позволяют напрямую подключаться к соответствующему контактору.
-
2) Регулятор уставки тока
Ручка позволяет легко настроить устройство на реальный ток двигателя.
-
3) Пломбировка
Для закрытия и пломбирования ручки уставки. Когда пластиковое окно заблокировано, номинальный ток больше нельзя легко настроить.
-
4) Сброс — ручной или автоматический
В случае настройки «RESET A», что означает автоматический сброс после срабатывания, двигатель может перезапуститься автоматически. Такой автоматический перезапуск может нанести вред людям и материальному имуществу.
-
5) Функция «Тест»
Позволяет проверить механизм срабатывания.
-
6) Функция «Стоп»
Эта кнопка используется для ручного открытия или закрытия контакта, который вызывает срабатывание катушки в типовом применении.
-
7) Клеммы вспомогательных контактов
Для подключения к катушке контактора. 1 нормально замкнутый (95-96) и 1 нормально открытый (97-98) контакт.
-
8) Место для маркировки
Для нанесения обозначений на реле.
-
9) Монтажные шпильки
Используются для монтажа реле.
-
10) Выходные клеммы питания
Они позволяют подключить до двух проводников с разным сечением к сети или главной цепи.
Основная функция тепловых реле перегрузки: в данном примере после установки и опломбирования защитной крышки, номинальный ток реле TF42 уже не может быть легко изменен.

-
1) Входные клеммы питания
Они обеспечивают прямое подключение к соответствующему контактору.
-
2) Регулятор уставки тока
Диск позволяет легко настроить устройство на реальный ток двигателя.
-
3) Переключатель класса срабатывания (TRIP CLASS)
Возможен выбор классов срабатывания: 10E, 20E, 30E.
-
4) Сброс — ручной или автоматический
В случае настройки «RESET A» (автоматический сброс), после срабатывания двигатель может перезапуститься автоматически. Такой автоматический перезапуск может нанести вред людям и материальному имуществу.
-
5) Функция «Тест»
Позволяет проверить механизм срабатывания.
-
6) Клеммы вспомогательных контактов
Для подключения к катушке контактора. 1 нормально замкнутый (НЗ) и 1 нормально открытый (НО) контакт.
-
7) Функция «Стоп»
Эта кнопка используется для ручного размыкания или замыкания контакта, который в стандартном применении вызывает срабатывание катушки.
-
8) Место для маркировки
Для нанесения обозначений на реле.
-
9) Монтажные шпильки
Используются для монтажа реле.
-
10) Выходные клеммы питания
Они позволяют подключить к сети/главной цепи до двух проводников с разным сечением.
-
11) Пломбировка
Для закрытия и пломбирования ручки уставки тока. Когда пластиковое окно заблокировано, номинальный ток больше нельзя легко изменить.
Основная функция электронных реле перегрузки, на примере EF45.

-
1) Проходные трансформаторы тока
Они обеспечивают прохождение проводников.
-
2) Регулятор уставки тока
Диск позволяет легко настроить устройство на реальный ток двигателя.
-
3) Переключатель класса срабатывания (TRIP CLASS)
Возможен выбор классов срабатывания: 10E, 20E, 30E.
-
4) Сброс — ручной или автоматический
В случае настройки «RESET A» (автоматический сброс), после срабатывания двигатель может перезапуститься автоматически. Такой автоматический перезапуск может нанести вред людям и материальному имуществу.
-
5) Функция «Тест» и индикация состояния
Позволяет проверить механизм срабатывания.
-
6) Функция «Стоп»
Эта кнопка используется для ручного размыкания или замыкания контакта, который в стандартном применении вызывает срабатывание катушки.
-
7) Клеммы вспомогательных контактов
Для подключения к катушке контактора. 1 нормально замкнутый (НЗ) и 1 нормально открытый (НО) контакт.
-
8) Место для маркировки
Для нанесения обозначений на реле.
-
9) Монтажные отверстия (Mounting holes)
Используются для монтажа реле.
-
10) Пломбировка
Для закрытия и пломбирования ручки уставки тока. Когда пластиковое окно заблокировано, номинальный ток больше нельзя легко изменить.
Принцип работы
Защита от перегрузки
Перегрузка определяется как режим работы электрической цепи, который вызывает сверхток. В соответствии с международными и национальными стандартами, реле перегрузки оснащены шкалой настройки в амперах, что позволяет настроить устройство напрямую на ток двигателя без дополнительных расчетов. Согласно тем же стандартам, установочный ток является номинальным током двигателя, а не током срабатывания. Это означает, что: срабатывание не должно происходить при токе 1,05 × In; срабатывание должно произойти менее чем за 2 часа при токе 1,2 × In. (где In = установочный ток).
Реле перегрузки можно классифицировать следующим образом:
- Биметаллические тепловые реле перегрузки
- Электронные реле перегрузки
Принцип работы этих двух типов реле отличается.
Принцип работы теплового реле перегрузки
Тепловые реле перегрузки работают на основе электротермических свойств с использованием трех компенсированных биметаллических пластин. Реле подключается в цепь двигателя, и ток двигателя проходит через его полюса. Биметаллические пластины нагреваются током (напрямую, или косвенно, через измерительный трансформатор для больших токов) и изгибаются, если ток превышает установленное значение.
Реле перегрузки всегда должны использоваться совместно с контакторами. Когда биметаллические пластины сильно нагреваются, активируется расцепитель, который прерывает подачу тока на катушку контактора. Это обесточивает контактор и прекращает подачу тока на двигатель. Время срабатывания обратно пропорционально силе тока, проходящего через реле: чем выше ток, тем быстрее оно срабатывает.
Принцип работы электронного реле перегрузки
Внутри электронных реле перегрузки нет биметаллической пластины. Вместо этого они используют трансформаторы тока для измерения величины тока, поступающего к двигателю. Ток измеряется терморезистором (PTC), который используется для размыкания цепи в случае перегрузки.
Основным преимуществом электронных реле перегрузки по сравнению с тепловыми является отсутствие биметаллической пластины, что приводит к меньшим потерям тепла внутри реле. Кроме того, электронные реле более точны в измерении тока, лучше компенсируют температурные изменения, имеют более широкий диапазон настройки тока и расширенный температурный диапазон (более подробную информацию смотрите в онлайн-каталоге продукции ABB). Все реле перегрузки ABB подходят для применений, требующих частого запуска и остановки двигателей.
Расцепление (расцепляющий элемент)
Реле перегрузки соответствуют классам расцепления согласно стандартам IEC 60947-4-1 и UL 60947-4-1A. Класс расцепления указывает максимальное время расцепления из холодного состояния. Класс расцепления по IEC 60947-4-1 обозначает максимальное время расцепления в секундах при определенных условиях испытаний: при токе, равном 7,2-кратному значению тока уставки, а также при определенных временах расцепления и нерасцепления для токов 1,5 и 7,2-кратного значения тока уставки. Стандартные реле перегрузки оснащены регулируемым обратнозависимым по времени расцепителем сверхтока для защиты от перегрузки.
Времена расцепления согласно IEC 60947-4-1 и UL 60947-4-1 можно увидеть на диаграммах "Характеристики расцепления".
Класс | Время расцепления Tр [с] для тепловых реле перегрузки |
---|---|
10A | 2 < Tр ≤ 10 |
10 | 4 < Tр ≤ 10 |
20 | 6 < Tр ≤ 20 |
30 | 9 < Tр ≤ 30 |
Класс | Время расцепления Tр [с] для электронных реле перегрузки |
10 E | 5 < Tр ≤ 10 |
20 E | 10 < Tр ≤ 20 |
30 E | 20 < Tр ≤ 30 |
Таблица 3: Приведенная выше информация основана на стандарте IEC 60947-4-1 и предназначена только для справки.
Время-токовые характеристики (характеристики расцепления)
Времена расцепления в соответствии с гармонизированными стандартами IEC 60947-4-1, UL 60947-4-1A и CSA C22.2 № 60947-4-1 можно увидеть на рисунках ниже. Характеристики расцепления обратнозависимого по времени теплового расцепителя сверхтока применимы для постоянного тока (DC) и переменного тока (AC) с частотами 50/60 Гц.
Для токов, находящихся в диапазоне от трех до восьмикратного значения тока уставки, допуски по времени расцепления составляют ±20 % для тепловых реле перегрузки и ±15 % для электронных реле перегрузки.

Диаграмма расцепления для реле перегрузки.
Кривую расцепления всегда следует рассматривать вместе со стандартом IEC/UL 60947-4-1. Ниже приведен отрывок из раздела 8.2.1.5.1.1 стандарта IEC/UL60947-4-1. Реле перегрузки при нормальной работе должны соответствовать требованиям следующего раздела при их испытании следующим образом:
- A) Если реле перегрузки настроено на 1,05 (105 %) от тока уставки, оно не должно срабатывать из холодного состояния менее чем за 2 часа при этом значении и при эталонной температуре окружающей среды +20 °C.
- B) Если затем ток возрастает до 1,2 (120 %) от тока уставки, расцепление должно произойти менее чем за 2 часа.
Чувствительность к обрыву фазы
Согласно IEC 60947-4-1, чувствительность к обрыву фазы является характеристикой обратнозависимого по времени теплового расцепителя сверхтока. В случае потери питания на одной из фаз или сильного фазного дисбаланса это гарантирует срабатывание реле сверхтока. Своевременное срабатывание в случае чрезмерно длительного двухфазного питания предотвращает сверхток в оставшихся фазах, который может повредить двигатель или другую нагрузку. Реле перегрузки разработаны для обнаружения и отключения в этих условиях, чтобы предотвратить повреждение цепи нагрузки и двигателя.
Пределы работы | |
---|---|
Без срабатывания в течение 2 часов | 2 фазы: 1,0 × Ie 1 фаза: 0,9 × Ie |
Срабатывание в течение 2 часов | 2 фазы: 1,15 × Ie 1 фаза: 0 × Ie |
Информация, приведенная выше, основана на стандарте IEC 60947-4-1.
Однофазные нагрузки и нагрузки постоянного тока (DC)
С помощью тепловых реле перегрузки можно защищать однофазные нагрузки или нагрузки постоянного тока (DC): для этого все три главных полюса должны быть соединены последовательно (см. рисунки ниже). Это невозможно с электронным реле перегрузки; поэтому в таких случаях мы рекомендуем использовать тепловые реле перегрузки.
Схема подключения для однофазных нагрузок и нагрузок постоянного тока.
Термины и номинальные характеристики
Номинальное рабочее напряжение (Ue)
Номинальное рабочее напряжение реле перегрузки — это значение межфазного напряжения, которое определяет возможность применения данного реле. Это напряжение следует рассматривать в сочетании с номинальным рабочим током и частотой.
Компенсация температуры окружающего воздуха
Компенсация температуры окружающего воздуха реализуется с помощью биметаллической пластины, которая противодействует рабочим биметаллическим элементам обратнозависимого по времени теплового расцепителя сверхтока. Эта вторая биметаллическая пластина не нагревается током двигателя, а изгибается только под воздействием температуры окружающего воздуха. В результате влияние температуры окружающего воздуха на характеристики расцепления реле перегрузки автоматически компенсируется при температуре окружающей среды 20 °C (согласно IEC 60947-4-1).
Диаграмма компенсации температуры окружающего воздуха.
I — Перегрузка как кратность номинального тока.
θ — Температура окружающего воздуха.
IEC — Предельные значения согласно IEC 60947-4-1.
В стандарте IEC 609471-4-1 компенсация температуры окружающего воздуха определена в диапазоне от –5 до +40 °C. Тепловые реле перегрузки компании ABB имеют улучшенную температурную компенсацию от –25 °C до +60 °C. Электронные реле перегрузки ABB имеют температурную компенсацию в диапазоне от –25 °C до +70 °C.
Повышение температуры реле перегрузки
Компания ABB тестирует реле перегрузки в соответствии с таблицами 2 и 3 стандарта IEC 60947-1. В этой таблице указаны различные максимальные значения повышения температуры для реле перегрузки. Ниже приведены некоторые примеры пределов повышения температуры:
Материал клемм | Пределы повышения температуры, a, c в Кельвинах [K] |
---|---|
Неизолированная медь | 60 |
Неизолированная латунь | 65 |
Луженая медь или латунь | 65 |
Посеребренная или никелированная медь или латунь | 70 |
Другие металлы | b |
a Использование в эксплуатации соединенных проводников, значительно меньших, чем указано в таблицах 9 и 10, может привести к более высоким температурам клемм и внутренних частей, и такие проводники не должны использоваться без согласия производителя, поскольку более высокие температуры могут привести к выходу оборудования из строя.
b Пределы повышения температуры должны основываться на опыте эксплуатации или ресурсных испытаниях, но не должны превышать 65 K.
c Другие значения могут быть установлены стандартами на продукцию для различных условий испытаний и для устройств малых размеров, но не более чем на 10 K выше значений, указанных в этой таблице.
Таблица 2 из IEC 60947-1: Пределы повышения температуры клемм
Доступные для прикосновения части |
Пределы повышения температуры, a в Кельвинах [K] |
---|---|
Органы ручного управления: | |
Металлические | 15 |
Неметаллические | 20 |
Части, предназначенные для прикосновения, но не для удержания рукой: | |
Металлические | 30 |
Неметаллические | 40 |
Части, к которым не нужно прикасаться во время нормальной работы b: | |
Внешние поверхности корпусов рядом с кабельными вводами: | |
Металлические | 40 |
Неметаллические | 50 |
Внешняя поверхность корпусов резисторов | 200b |
Воздух, выходящий из вентиляционных отверстий корпусов резисторов | 200b |
a Другие значения могут быть установлены стандартами на продукцию для различных условий испытаний и для устройств малых размеров, но не более чем на 10 K выше значений, указанных в этой таблице.
b Оборудование должно быть защищено от контакта с горючими материалами или случайного контакта с персоналом. Предел 200 K может быть превышен, если это указано производителем. Защита и расположение, предотвращающие опасность, являются ответственностью установщика. Производитель должен предоставить соответствующую информацию в соответствии с 5.3.
—
Таблица 3 из IEC 60947-1: Пределы повышения температуры доступных для прикосновения частей.
Факторы, зависящие от окружающей среды и применения
Реле перегрузки подходят для использования в различных климатических условиях. Они предназначены для использования в закрытых помещениях, где нет суровых условий эксплуатации (таких как пыль, едкие пары или опасные газы). При установке в пыльных и влажных помещениях должны быть предусмотрены соответствующие корпуса.
Компенсация температуры окружающего воздуха и снижение номинальных характеристик
Согласно стандартам IEC 60947-4-1, UL 60947-4-1 и CAN/CSA-C22.2 № 60947-4-1, необходимо проводить испытания и подтверждать соответствующие электрические данные (например, номинальные токи, номинальные частоты, номинальные напряжения и т. д.), как правило, при рабочих температурах окружающего воздуха от –5 °C до +40 °C.
Тепловые реле перегрузки компании ABB соответствуют этим требованиям, позволяя компенсированную работу в диапазонах температур окружающего воздуха для продуктов, монтируемых по стандарту IEC, от –25 °C до +60 °C. Для продуктов, монтируемых в группе, см. Примечание по применению: "Thermal Overload relays, high temperatures and group mounting" (1SAC200122W0001). Значения между температурными значениями могут быть линейно интерполированы.
Рабочие циклы и повторный запуск
Во избежание проблем с ложным срабатыванием реле перегрузки не следует эксплуатировать с произвольной рабочей частотой. Приемлемы циклы, включающие до 15 пусков в час. Более высокая частота пусков допустима, если коэффициент нагрузки ниже, а пусковой ток двигателя не превышает шестикратного значения тока полной нагрузки. Диаграмма ниже предоставляет ориентировочные значения для количества пусков в час как функции коэффициента нагрузки (ВКЛ-ВЫКЛ) и времени ta, необходимого для пуска двигателя .
Диаграмма рабочих циклов и повторных пусков. Например, для двигателя с рабочим циклом 60 % и продолжительностью пуска 1 секунда допустимо 40 пусков в час. Сбрасывающий электромагнит DRS-F.
Пример:
Верхняя диаграмма представляет периоды включения и выключения реле перегрузки. В следующем примере у нас есть период включения 20 секунд и период выключения 20 секунд, что означает, что у нас 50% рабочий цикл (красная точка на диаграмме выше).
График, который можно увидеть ниже, представляет ток двигателя. В нашем примере у нас есть пусковой ток в течение 1 секунды. Через 1 секунду двигатель выходит на свой номинальный ток. Когда мы применяем эти допущения к таблице ниже, мы получаем 50 операций в час, как отмечено красными точками.
Пример рабочих циклов и повторных пусков
После срабатывания реле перегрузки должно остыть, прежде чем его можно будет сбросить (вернуть в исходное положение).