Основные функции

Реле перегрузки защищают электродвигатель и установку от перегрузок. Это трехполюсные электромеханические или электронные устройства защиты, оснащенные расцепителем. Как правило, реле перегрузки всегда используется в паре с контактором.

Структура реле перегрузки ABB TF42
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
  1. 1) Входные клеммы питания

    Они позволяют напрямую подключаться к соответствующему контактору.

  2. 2) Регулятор уставки тока

    Ручка позволяет легко настроить устройство на реальный ток двигателя.

  3. 3) Пломбировка

    Для закрытия и пломбирования ручки уставки. Когда пластиковое окно заблокировано, номинальный ток больше нельзя легко настроить.

  4. 4) Сброс — ручной или автоматический

    В случае настройки «RESET A», что означает автоматический сброс после срабатывания, двигатель может перезапуститься автоматически. Такой автоматический перезапуск может нанести вред людям и материальному имуществу.

  5. 5) Функция «Тест»

    Позволяет проверить механизм срабатывания.

  6. 6) Функция «Стоп»

    Эта кнопка используется для ручного открытия или закрытия контакта, который вызывает срабатывание катушки в типовом применении.

  7. 7) Клеммы вспомогательных контактов

    Для подключения к катушке контактора. 1 нормально замкнутый (95-96) и 1 нормально открытый (97-98) контакт.

  8. 8) Место для маркировки

    Для нанесения обозначений на реле.

  9. 9) Монтажные шпильки

    Используются для монтажа реле.

  10. 10) Выходные клеммы питания

    Они позволяют подключить до двух проводников с разным сечением к сети или главной цепи.

Основная функция тепловых реле перегрузки: в данном примере после установки и опломбирования защитной крышки, номинальный ток реле TF42 уже не может быть легко изменен.

Структура реле перегрузки ABB EF42
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
  1. 1) Входные клеммы питания

    Они обеспечивают прямое подключение к соответствующему контактору.

  2. 2) Регулятор уставки тока

    Диск позволяет легко настроить устройство на реальный ток двигателя.

  3. 3) Переключатель класса срабатывания (TRIP CLASS)

    Возможен выбор классов срабатывания: 10E, 20E, 30E.

  4. 4) Сброс — ручной или автоматический

    В случае настройки «RESET A» (автоматический сброс), после срабатывания двигатель может перезапуститься автоматически. Такой автоматический перезапуск может нанести вред людям и материальному имуществу.

  5. 5) Функция «Тест»

    Позволяет проверить механизм срабатывания.

  6. 6) Клеммы вспомогательных контактов

    Для подключения к катушке контактора. 1 нормально замкнутый (НЗ) и 1 нормально открытый (НО) контакт.

  7. 7) Функция «Стоп»

    Эта кнопка используется для ручного размыкания или замыкания контакта, который в стандартном применении вызывает срабатывание катушки.

  8. 8) Место для маркировки

    Для нанесения обозначений на реле.

  9. 9) Монтажные шпильки

    Используются для монтажа реле.

  10. 10) Выходные клеммы питания

    Они позволяют подключить к сети/главной цепи до двух проводников с разным сечением.

  11. 11) Пломбировка

    Для закрытия и пломбирования ручки уставки тока. Когда пластиковое окно заблокировано, номинальный ток больше нельзя легко изменить.

Основная функция электронных реле перегрузки, на примере EF45.

Структура реле перегрузки ABB EF460-500
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
  1. 1) Проходные трансформаторы тока

    Они обеспечивают прохождение проводников.

  2. 2) Регулятор уставки тока

    Диск позволяет легко настроить устройство на реальный ток двигателя.

  3. 3) Переключатель класса срабатывания (TRIP CLASS)

    Возможен выбор классов срабатывания: 10E, 20E, 30E.

  4. 4) Сброс — ручной или автоматический

    В случае настройки «RESET A» (автоматический сброс), после срабатывания двигатель может перезапуститься автоматически. Такой автоматический перезапуск может нанести вред людям и материальному имуществу.

  5. 5) Функция «Тест» и индикация состояния

    Позволяет проверить механизм срабатывания.

  6. 6) Функция «Стоп»

    Эта кнопка используется для ручного размыкания или замыкания контакта, который в стандартном применении вызывает срабатывание катушки.

  7. 7) Клеммы вспомогательных контактов

    Для подключения к катушке контактора. 1 нормально замкнутый (НЗ) и 1 нормально открытый (НО) контакт.

  8. 8) Место для маркировки

    Для нанесения обозначений на реле.

  9. 9) Монтажные отверстия (Mounting holes)

    Используются для монтажа реле.

  10. 10) Пломбировка

    Для закрытия и пломбирования ручки уставки тока. Когда пластиковое окно заблокировано, номинальный ток больше нельзя легко изменить.

Принцип работы

Защита от перегрузки

Перегрузка определяется как режим работы электрической цепи, который вызывает сверхток. В соответствии с международными и национальными стандартами, реле перегрузки оснащены шкалой настройки в амперах, что позволяет настроить устройство напрямую на ток двигателя без дополнительных расчетов. Согласно тем же стандартам, установочный ток является номинальным током двигателя, а не током срабатывания. Это означает, что: срабатывание не должно происходить при токе 1,05 × In; срабатывание должно произойти менее чем за 2 часа при токе 1,2 × In. (где In = установочный ток).

Реле перегрузки можно классифицировать следующим образом:

  • Биметаллические тепловые реле перегрузки
  • Электронные реле перегрузки

Принцип работы этих двух типов реле отличается.

Принцип работы теплового реле перегрузки

Тепловые реле перегрузки работают на основе электротермических свойств с использованием трех компенсированных биметаллических пластин. Реле подключается в цепь двигателя, и ток двигателя проходит через его полюса. Биметаллические пластины нагреваются током (напрямую, или косвенно, через измерительный трансформатор для больших токов) и изгибаются, если ток превышает установленное значение.

Реле перегрузки всегда должны использоваться совместно с контакторами. Когда биметаллические пластины сильно нагреваются, активируется расцепитель, который прерывает подачу тока на катушку контактора. Это обесточивает контактор и прекращает подачу тока на двигатель. Время срабатывания обратно пропорционально силе тока, проходящего через реле: чем выше ток, тем быстрее оно срабатывает.

Принцип работы электронного реле перегрузки

Внутри электронных реле перегрузки нет биметаллической пластины. Вместо этого они используют трансформаторы тока для измерения величины тока, поступающего к двигателю. Ток измеряется терморезистором (PTC), который используется для размыкания цепи в случае перегрузки.

Основным преимуществом электронных реле перегрузки по сравнению с тепловыми является отсутствие биметаллической пластины, что приводит к меньшим потерям тепла внутри реле. Кроме того, электронные реле более точны в измерении тока, лучше компенсируют температурные изменения, имеют более широкий диапазон настройки тока и расширенный температурный диапазон (более подробную информацию смотрите в онлайн-каталоге продукции ABB). Все реле перегрузки ABB подходят для применений, требующих частого запуска и остановки двигателей.

Расцепление (расцепляющий элемент)

Реле перегрузки соответствуют классам расцепления согласно стандартам IEC 60947-4-1 и UL 60947-4-1A. Класс расцепления указывает максимальное время расцепления из холодного состояния. Класс расцепления по IEC 60947-4-1 обозначает максимальное время расцепления в секундах при определенных условиях испытаний: при токе, равном 7,2-кратному значению тока уставки, а также при определенных временах расцепления и нерасцепления для токов 1,5 и 7,2-кратного значения тока уставки. Стандартные реле перегрузки оснащены регулируемым обратнозависимым по времени расцепителем сверхтока для защиты от перегрузки.

Времена расцепления согласно IEC 60947-4-1 и UL 60947-4-1 можно увидеть на диаграммах "Характеристики расцепления".

Класс Время расцепления Tр [с]
для тепловых реле перегрузки
10A 2 < Tр ≤ 10
10 4 < Tр ≤ 10
20 6 < Tр ≤ 20
30 9 < Tр ≤ 30
Класс Время расцепления Tр [с]
для электронных реле перегрузки
10 E 5 < Tр ≤ 10
20 E 10 < Tр ≤ 20
30 E 20 < Tр ≤ 30

Таблица 3: Приведенная выше информация основана на стандарте IEC 60947-4-1 и предназначена только для справки.

Время-токовые характеристики (характеристики расцепления)

Времена расцепления в соответствии с гармонизированными стандартами IEC 60947-4-1, UL 60947-4-1A и CSA C22.2 № 60947-4-1 можно увидеть на рисунках ниже. Характеристики расцепления обратнозависимого по времени теплового расцепителя сверхтока применимы для постоянного тока (DC) и переменного тока (AC) с частотами 50/60 Гц.

Для токов, находящихся в диапазоне от трех до восьмикратного значения тока уставки, допуски по времени расцепления составляют ±20 % для тепловых реле перегрузки и ±15 % для электронных реле перегрузки.

Время-токовая характеристика срабатывания реле перегрузки. График показывает зависимость времени срабатывания (tripping time) от кратности тока перегрузки (multiples of overload current) для разных классов расцепления: Class 10, Class 20 и Class 30. время расцепления t кратность тока перегрузки 2 ч 1 ч 20 мин 10 мин 4 мин 2 мин 1 мин 30 сек 20 сек 10 сек 4 сек 2 сек 1 сек Класс 30 Класс 20 Класс 10

Диаграмма расцепления для реле перегрузки.

Кривую расцепления всегда следует рассматривать вместе со стандартом IEC/UL 60947-4-1. Ниже приведен отрывок из раздела 8.2.1.5.1.1 стандарта IEC/UL60947-4-1. Реле перегрузки при нормальной работе должны соответствовать требованиям следующего раздела при их испытании следующим образом:

  • A) Если реле перегрузки настроено на 1,05 (105 %) от тока уставки, оно не должно срабатывать из холодного состояния менее чем за 2 часа при этом значении и при эталонной температуре окружающей среды +20 °C.
  • B) Если затем ток возрастает до 1,2 (120 %) от тока уставки, расцепление должно произойти менее чем за 2 часа.

Чувствительность к обрыву фазы

Согласно IEC 60947-4-1, чувствительность к обрыву фазы является характеристикой обратнозависимого по времени теплового расцепителя сверхтока. В случае потери питания на одной из фаз или сильного фазного дисбаланса это гарантирует срабатывание реле сверхтока. Своевременное срабатывание в случае чрезмерно длительного двухфазного питания предотвращает сверхток в оставшихся фазах, который может повредить двигатель или другую нагрузку. Реле перегрузки разработаны для обнаружения и отключения в этих условиях, чтобы предотвратить повреждение цепи нагрузки и двигателя.

Пределы работы
Без срабатывания в течение 2 часов 2 фазы: 1,0 × Ie
1 фаза: 0,9 × Ie
Срабатывание в течение 2 часов 2 фазы: 1,15 × Ie
1 фаза: 0 × Ie

Информация, приведенная выше, основана на стандарте IEC 60947-4-1.

Однофазные нагрузки и нагрузки постоянного тока (DC)

С помощью тепловых реле перегрузки можно защищать однофазные нагрузки или нагрузки постоянного тока (DC): для этого все три главных полюса должны быть соединены последовательно (см. рисунки ниже). Это невозможно с электронным реле перегрузки; поэтому в таких случаях мы рекомендуем использовать тепловые реле перегрузки.

Упрощенная электрическая схема однофазной нагрузки. На схеме показано последовательное подключение трех главных полюсов реле перегрузки для защиты однофазного потребителя.

Схема подключения для однофазных нагрузок и нагрузок постоянного тока.

Термины и номинальные характеристики

Номинальное рабочее напряжение (Ue)

Номинальное рабочее напряжение реле перегрузки — это значение межфазного напряжения, которое определяет возможность применения данного реле. Это напряжение следует рассматривать в сочетании с номинальным рабочим током и частотой.

Компенсация температуры окружающего воздуха

Компенсация температуры окружающего воздуха реализуется с помощью биметаллической пластины, которая противодействует рабочим биметаллическим элементам обратнозависимого по времени теплового расцепителя сверхтока. Эта вторая биметаллическая пластина не нагревается током двигателя, а изгибается только под воздействием температуры окружающего воздуха. В результате влияние температуры окружающего воздуха на характеристики расцепления реле перегрузки автоматически компенсируется при температуре окружающей среды 20 °C (согласно IEC 60947-4-1).

Диаграмма зависимости тока срабатывания от температуры окружающего воздуха. По горизонтальной оси — температура в градусах Цельсия, по вертикальной — ток в амперах, выраженный как кратность номинальному току. График показывает диапазон срабатывания реле в соответствии со стандартом IEC 60947-4-1. Нижняя кривая обозначает минимальный ток, при котором реле должно сработать, а верхняя — максимальный ток, при котором оно не должно срабатывать.

Диаграмма компенсации температуры окружающего воздуха.
I — Перегрузка как кратность номинального тока.
θ — Температура окружающего воздуха.
IEC — Предельные значения согласно IEC 60947-4-1.

В стандарте IEC 609471-4-1 компенсация температуры окружающего воздуха определена в диапазоне от –5 до +40 °C. Тепловые реле перегрузки компании ABB имеют улучшенную температурную компенсацию от –25 °C до +60 °C. Электронные реле перегрузки ABB имеют температурную компенсацию в диапазоне от –25 °C до +70 °C.

Повышение температуры реле перегрузки

Компания ABB тестирует реле перегрузки в соответствии с таблицами 2 и 3 стандарта IEC 60947-1. В этой таблице указаны различные максимальные значения повышения температуры для реле перегрузки. Ниже приведены некоторые примеры пределов повышения температуры:

Материал клемм Пределы
повышения
температуры,
a, c
в Кельвинах [K]
Неизолированная медь 60
Неизолированная латунь 65
Луженая медь или латунь 65
Посеребренная или никелированная медь или латунь 70
Другие металлы b

a Использование в эксплуатации соединенных проводников, значительно меньших, чем указано в таблицах 9 и 10, может привести к более высоким температурам клемм и внутренних частей, и такие проводники не должны использоваться без согласия производителя, поскольку более высокие температуры могут привести к выходу оборудования из строя.

b Пределы повышения температуры должны основываться на опыте эксплуатации или ресурсных испытаниях, но не должны превышать 65 K.

c Другие значения могут быть установлены стандартами на продукцию для различных условий испытаний и для устройств малых размеров, но не более чем на 10 K выше значений, указанных в этой таблице.

Таблица 2 из IEC 60947-1: Пределы повышения температуры клемм

Доступные
для прикосновения
части
Пределы
повышения
температуры, a
в Кельвинах [K]
Органы ручного управления:
Металлические 15
Неметаллические 20
Части, предназначенные для прикосновения, но не для удержания рукой:
Металлические 30
Неметаллические 40
Части, к которым не нужно прикасаться во время нормальной работы b:
Внешние поверхности корпусов рядом с кабельными вводами:
Металлические 40
Неметаллические 50
Внешняя поверхность корпусов резисторов 200b
Воздух, выходящий из вентиляционных отверстий корпусов резисторов 200b

a Другие значения могут быть установлены стандартами на продукцию для различных условий испытаний и для устройств малых размеров, но не более чем на 10 K выше значений, указанных в этой таблице.

b Оборудование должно быть защищено от контакта с горючими материалами или случайного контакта с персоналом. Предел 200 K может быть превышен, если это указано производителем. Защита и расположение, предотвращающие опасность, являются ответственностью установщика. Производитель должен предоставить соответствующую информацию в соответствии с 5.3.

Таблица 3 из IEC 60947-1: Пределы повышения температуры доступных для прикосновения частей.

Факторы, зависящие от окружающей среды и применения

Реле перегрузки подходят для использования в различных климатических условиях. Они предназначены для использования в закрытых помещениях, где нет суровых условий эксплуатации (таких как пыль, едкие пары или опасные газы). При установке в пыльных и влажных помещениях должны быть предусмотрены соответствующие корпуса.

Компенсация температуры окружающего воздуха и снижение номинальных характеристик

Согласно стандартам IEC 60947-4-1, UL 60947-4-1 и CAN/CSA-C22.2 № 60947-4-1, необходимо проводить испытания и подтверждать соответствующие электрические данные (например, номинальные токи, номинальные частоты, номинальные напряжения и т. д.), как правило, при рабочих температурах окружающего воздуха от –5 °C до +40 °C.

Тепловые реле перегрузки компании ABB соответствуют этим требованиям, позволяя компенсированную работу в диапазонах температур окружающего воздуха для продуктов, монтируемых по стандарту IEC, от –25 °C до +60 °C. Для продуктов, монтируемых в группе, см. Примечание по применению: "Thermal Overload relays, high temperatures and group mounting" (1SAC200122W0001). Значения между температурными значениями могут быть линейно интерполированы.

Рабочие циклы и повторный запуск

Во избежание проблем с ложным срабатыванием реле перегрузки не следует эксплуатировать с произвольной рабочей частотой. Приемлемы циклы, включающие до 15 пусков в час. Более высокая частота пусков допустима, если коэффициент нагрузки ниже, а пусковой ток двигателя не превышает шестикратного значения тока полной нагрузки. Диаграмма ниже предоставляет ориентировочные значения для количества пусков в час как функции коэффициента нагрузки (ВКЛ-ВЫКЛ) и времени ta, необходимого для пуска двигателя .

Диаграмма рабочих циклов и повторных пусков электродвигателя. На ней показаны три графика: частота переключения (switching frequency), рабочий цикл (duty ratio) и длительность пуска (start duration). Графики иллюстрируют взаимосвязь этих параметров во времени, показывая, как меняются частота и рабочий цикл во время последовательности пуска и в режиме стабильной работы.

Диаграмма рабочих циклов и повторных пусков. Например, для двигателя с рабочим циклом 60 % и продолжительностью пуска 1 секунда допустимо 40 пусков в час. Сбрасывающий электромагнит DRS-F.

Пример:

Верхняя диаграмма представляет периоды включения и выключения реле перегрузки. В следующем примере у нас есть период включения 20 секунд и период выключения 20 секунд, что означает, что у нас 50% рабочий цикл (красная точка на диаграмме выше).

График, который можно увидеть ниже, представляет ток двигателя. В нашем примере у нас есть пусковой ток в течение 1 секунды. Через 1 секунду двигатель выходит на свой номинальный ток. Когда мы применяем эти допущения к таблице ниже, мы получаем 50 операций в час, как отмечено красными точками.

Два графика, иллюстрирующие рабочий цикл и ток двигателя. Верхний график показывает последовательность периодов включения и выключения (On/off) по 20 секунд каждый, что соответствует 50% рабочему циклу. Нижний график отображает ток (I) двигателя, где каждый пуск сопровождается кратковременным всплеском тока, равным шестикратному номинальному току (6 x In) в течение 1 секунды, после чего ток возвращается к номинальному значению (In).

Пример рабочих циклов и повторных пусков

После срабатывания реле перегрузки должно остыть, прежде чем его можно будет сбросить (вернуть в исходное положение).