Навигационный абонентский терминал iON Pro
Навигационный абонентский терминал iON Pro — это максимально функциональное устройство, предназначенное для установки на транспортное средство или спецтехнику в целях контроля целевого использования техники и топлива, мониторинга местоположения объекта, состояния подключенных к терминалу датчиков и устройств.
Кроме того, iON Pro — это решение для мониторинга состояния различных параметров на стационарных объектах (вендинговое оборудование, котельные, дизель-генераторные установки, нефтехранилище и т. д.).
Основные функции iON Pro:
- Определение в реальном времени местоположения объекта наблюдения, скорости и направления его движения
- Сбор показаний различных подключенных датчиков
- Передача всех данных на сервер (по запросу и расписанию)
- Оповещение диспетчера о «тревожных событиях» (прекращение подачи питания, вывод из строя внешних антенн, несанкционированное вскрытие корпуса, превышение скоростного режима и т. д.) в программе, возможность оповещения через СМС и электронную почту
- Хранение данных в энергонезависимой памяти
Ключевые особенности iON Pro:
- Большой объем внутренней энергонезависимой памяти (512 МБ – 10 млн. записей)
- Анализ стиля вождения*
- Энергосберегающие режимы
- Широкий спектр поддерживаемых интерфейсов
- Возможность удаленного обновления прошивки терминала
- Поддержка чип-SIM
- Защита от несанкционированного вмешательства в работу терминала (разъемы антенн, кабелей, слотов SIM-карт защищены крышкой, оснащенной механической и электронной пломбой)
- Возможность выгрузки всех данных из «черного ящика» на USB-накопитель («флэшку»)*
- Использование AES-шифрования при передаче данных на сервер и выгрузке на USB-накопитель («флэшку»)*
Принцип работы
Навигационный терминал получает информацию о координатах своего местоположения, текущем времени, скорости и направлении движения со спутников глобальных навигационных систем GPS и ГЛОНАСС. В случае отсутствия доступа к спутникам, местоположение определяется с помощью ближайших станций GSM. Накопленные данные со спутников и показания подключенных датчиков пере- даются на выделенный сервер посредством сети GSM (в режиме пакетной пере- дачи данных GPRS). Передача данных осуществляется с помощью сети Интер- нет. Посредством удобного web-интерфейса пользователь может отсле- живать местоположение и состояние параметров работы техники с помощью ПК, ноутбука, мобильного телефона или планшета из любой точки мира.
Надежность, экономичность и стабильная работа в любых условиях
Любой бизнес направлен на получение максимальных результатов. Для дости- жения этой цели необходимо выполнение двух основных задач:
- Эффективное планирование и управление рабочим процессом
- Минимизация возможных убытков
iON Pro создан для помощи в решении таких задач. Отслеживание маршрута и времени передвижения транспортных средств обеспечивает максимальную про- изводительность, выявляя несанкционированное использование техники и ее простои. Контроль расхода топлива сводит к минимуму возможные махинации недобросовестных сотрудников.
Кроме того, при разработке терминала уделялось особое внимание качеству и надежности устройства. Команда раз- работчиков iON Pro преследовала цель создания экономич- ного и эффективного оборудования, обладающего макси- мальным набором функций. iON Pro отличается повышенной отказоустойчивостью. Для того чтобы исключить манипуля- ции с устройством, разъемы интерфейсов, антенн и слоты SIM-карт скрыты корпусом, при несанкционированном вскрытии которого срабатывает датчик и подается сигнал на сервер. Данная особенность терминала позволяет избежать фальсификации данных и свести к минимуму возможность вывода оборудования из строя водителем, а следовательно избежать потери времени и материальных средств.
Снижение затрат предприятия и оптимизация рабочего процесса с помощью iON Pro
К терминалу iON Pro может быть подключено до 8 цифро- вых датчиков уровня топлива, а также до 6 аналоговых или частотных датчиков уровня топлива. Информация, получен- ная от них, помогает избежать несанкционированных «сли- вов» топлива, контролировать объем заправляемого топли- ва и его расход. Также есть возможность увеличения коли- чества подключенных датчиков уровня топлива с помощью расширителя входов.
Данные о пробеге, отслеживание передвижений транспорт- ного средства как в режиме «реального времени», так и за любой период позволяет предотвратить нецелевое исполь- зование техники, «левые» рейсы, несанкционированные простои.
Поддержка двух SIM-карт
Для компаний, занимающихся дальними перевозками, осо- бенно актуальна проблема снижения затрат на сетевой тра- фик. Это относится как к междугородним, так и международ- ным перевозкам. iON Pro позволяет решить данную задачу.
Устройство поддерживает две SIM-карты, благодаря чему обеспечивается гибкая работа в условиях роуминга и ста- бильность связи.
Защита от скачков напряжения
Для систем бортового питания российских грузовых авто- мобилей характерны броски напряжения при включении и выключении индуктивных нагрузок (стартер, электроприво- ды, вентилятор, кондиционер). Терминал iON Pro оснащен за- щитным диодом от скачков напряжения, защитой от высоко- вольтных помех, подачи напряжения обратной полярности.
iON Pro обладает широким диапазоном входного напряжения: 9-50 В, максимально допустимое — 55 В. Схема питания, использованная в терминале, прошла всесто- роннее тестирование и успешно эксплуатируется в легковом и грузовом транспорте.
Работа в сложных климатических условиях
Терминал iON Pro отвечает повышенным требованиям надеж- ной и бесперебойной работы в сложных климатических ус- ловиях. Таким образом, устройство эффективно даже в ре- гионах с предельно низкими и высокими температурами окружающей среды.
Корпус iON Pro выполнен с учетом защиты от пыли и влаги (степень защиты IP54). Диапазон рабочих температур — от -40° C до +60° С. Предусмотрена функция подогрева SIM- карт.
Обновление прошивки
Навигационный абонентский терминал iON Pro имеет воз- можность удаленного обновления прошивки. Обновление также может осуществляться автоматически при настроен- ном соответствующем параметре, по команде пользователя через web-интерфейс, при подключении к компьютеру, а также с помощью планшета на базе операционной системы Android (через разъем mini-USB).
Система акселерометр + гироскоп
iON Pro оснащен акселерометром и гироскопом, благодаря чему детектируется перемещение транспортного средства, перегрузка g, а также резкие ускорения, торможения и повороты. Резкие торможения, ускорения и изменения траекто- рии могут вызвать перемещение груза внутри контейнера, а также разрушение конструктивных элементов транспортного средства. Система акселерометр + ги- роскоп позволяет анализировать стиль вождения и сигнализировать диспетчеру о таких событиях, как переворот транспортного средства, удар, погрузка на эва- куатор и т. д.
Из представленного на рынке бортового оборудования данную систему имеет только навигационный терминал iON Pro. Система акселерометр + гироскоп поз- воляет контролировать правильность эксплуатации техники и, следовательно, продлить срок ее службы, а также своевременно подать диспетчеру сигнал о возникновении внештатных событий.
Возможности подключения
В отличие от аналогичного оборудования, iON Pro имеет более широкий спектр поддерживаемых интерфейсов:
- 2 х RS-485
- RS-232*
- CAN (J1939/FMS)
- SAE (J1708)
- 2 х 1-Wire
- USB
* Опционально (через расширитель интерфейсов)
iON Pro оснащен двумя интерфейсами RS-485, позволяющими подключать датчики уровня топлива, индикатор уровня топлива LLD и другое дополни- тельное оборудование.
Два интерфейса позволяют одновременно подключать устройства с несов- местимыми протоколами или разными скоростями. Наличие второго интер- фейса позволяет поддерживать протокол J1708, который распространен в строительной и сельскохозяйственной технике, некоторых грузовых и лег- ковых автомобилях, чего нет в настоящее время в терминалах других произ- водителей.
Интерфейс RS-485 имеет гибкую настройку основных параметров порта, что расширяет возможности подключения устройств.
При подключении по шине CAN или SAE устройство может получать инфор- мацию о работе автомобиля непосредственно от бортового компьютера са- мого автомобиля. Интерфейс CAN поддерживает стандартный для грузовых автомобилей протокол J1939/FMS. Для совместимости iON Pro с нестан- дартными протоколами может использоваться универсальный контроллер CAN-LOG, который позволяет считывать информацию с огромного автопарка грузовых и легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники.
iON Pro оснащен двумя интерфейсами 1-Wire. Наличие двух таких интерфей- сов позволяет терминалу одновременно взаимодействовать, к примеру, и с
системой идентификации, и с датчиками температуры, что выгодно отличает iON Pro от терминалов других производителей.
Идентификация водителя оснащена обратной связью — индикацией процес- са чтения ключа водителя. То есть, для того чтобы водитель понимал, иденти- фицировала ли система ключ-карту, к терминалу достаточно подключить све- тодиод и блок считывания, либо только блок со встроенным светодиодом. Максимальное количество датчиков температуры, которое может быть под- ключено к терминалу — 15. Это самое большое количество датчиков среди аналогичных моделей. Данное преимущество существенно расширяет спектр задач, который способен решать iON Pro. К примеру, это может быть мони- торинг состояния рефрижераторов, котельных и т. д.
С помощью mini-USB можно настраивать и тестировать терминал, считывать данные с «черного ящика», подключать web-камеру, выводить информацию на дисплей компьютера без применения дополнительных адаптеров (опция находится на стадии внедрения).
OLED-дисплей
iON Pro оснащен OLED-дисплеем* для визуализации работы основных элементов системы. При снятой крышке выводятся данные, необхо- димые для лиц, ответственных за настройку навигационного обору- дования: количество найденных спутников, способ питания терминала, активная SIM-карта, состояние подключенных датчиков, пробег и т. д. При закрытой крышке может выводиться информация для водителя — данные о суточном пробеге, расходе топлива и прочие параметры.
Уникальные особенности навигационного абонентского терминала iON Pro
Навигационный терминал iON Pro имеет ряд особенностей, которые выгодно отличают его от аналогичных продуктов, представленных на рынке на данный момент. Командой разработчиков iON Pro были ре- ализованы инновационные решения, сочетающие в себе привлека- тельную стоимость для конечного потребителя.
Резервные встроенные антенны
iON Pro — единственный навигационный терминал, который одно- временно оснащен внешними и встроенными GPS- и GSM-антеннами и функцией автоматического переключения между ними. Зачастую во- дители стараются вывести бортовое оборудование из строя или заб- локировать его. Наличие дополнительных встроенных антенн и алго- ритма переключения обеспечивает надежную и стабильную работу устройства в тяжелых условиях эксплуатации, а также при попытке несанкционированного вмешательства.
В случае выхода из строя внешней антенны, терминал автоматически начинает работать со встроенной, при этом на сервер передается сиг- нал и сообщение с информацией о типе неисправности антенны. Таким образом, достигнут высокий уровень надежности системы в тя- желых условиях эксплуатации и обеспечена бесперебойная работа ус- тройства даже при возникновении внештатных ситуаций.
Встроенный аккумулятор и несколько режимов энергосбережения
В отличие от аналогичных моделей, iON Pro оснащен встроенным литий-полимерным аккумулятором (Li-Pol) с большой емкостью — 1900 мАч. При отсутствии внешнего питания он позволяет терми- налу бесперебойно функционировать длительное время. Бортовое оборудование потребляет энергию аккумулятора транс- портного средства даже при выключенном двигателе. Поэтому после долгой стоянки могут возникнуть проблемы с запуском двигателя. Для решения данной проблемы в терминалах iON предусмотрено три режима энергосбережения, которые имеют гибкую настройку. Переход в любой из режимов фиксируется сервером и отображается в диспетчерской программе. Режимы энергосбережения позволяют существенно экономить GPRS-трафик.
1. Режим сниженного энергопотребления. GPS и GSM работают пе- риодически. По умолчанию терминал работает от бортовой сети ав- томобиля, в настройках может быть задана работа также и от встро- енного аккумулятора. При отключении «массы» терминал переходит в режим работы 2 или 3 и работает от встроенного аккумулятора.
2. Режим «сна». Терминал может отвечать на SMS-команды. Пита- ние осуществляется от встроенного аккумулятора (если выключена масса), либо от бортовой сети. Устройство «проснется» при включе- нии зажигания или начале движения.
3. Режим «глубокого сна». Энергопотребление аккумулятора тран- спортного средства максимально низкое. Питание осуществляется от встроенного аккумулятора (если выключена масса), либо от бор- товой сети. Устройство «проснется» при включении зажигания или начале движения (энерго-потребление 3,4 мA при напряжении пи- тания 24 В и 6,1 мA при напряжении питания 12 В).
Высокий объём встроенной памяти
Высокий объём встроенной памяти Устройство работает по принципу «черного ящика» — все данные, а также время возникновения событий записываются во внутреннюю энергонезависимую память и передаются на сервер. Таким образом, даже в условиях плохого сигнала или отсутствия сети вся информа- ция, полученная терминалом, сохраняется.
Зачастую компании, занимающиеся дальними перевозками, сталки- ваются с проблемой потери данных по причине перебоев сотовой связи, нулевого баланса SIM-карт, сбоев в работе серверов сбора дан- ных и т. д. Обычно навигационные терминалы не способны хранить большой объем информации, однако iON Pro позволяет решить эту задачу.
В случае отсутствия связи с сервером все данные записываются во встроенную память. Навигационный терминал iON Pro способен вме- щать самый большой объем информации среди всех аналогичных продуктов, представленных на рынке. Встроенный «черный ящик» терминала позволяет хранить данные за срок до 5 лет (при сохра- нении только данных GPS – до 27 лет). Обычно навигационные тер- миналы позволяют вмешать не более 8 МБ (250 тысяч записей). Объем встроенной энергонезависимой памяти составляет 512 МБ — этого достаточно для хранения 10 миллионов записей!
Данные могут быть переданы на сервер при восстановлении связи, при подключении к ПК или через USB-накопитель («флэшку»).
Возможность выгрузки данных на USB-накопитель значительно рас- ширяет спектр задач, которые способен решать iON Pro. Во-первых, это существенная экономия трафика. Во-вторых, это удобство в рабо- те, что особенно важно при эксплуатации техники в труднодоступ- ных районах, где слабый уровень сигнала либо отсутствует сотовая связь. При выгрузке информации задействуется система защиты со встроенным ключом.
Уникальный механизм передачи данных на сервер
В отличие от аналогичных моделей, передача данных от iON Pro на сер- вер осуществляется двумя независимыми пакетами. Первый — прио- ритетный пакет реального времени. В конфигураторе можно настроить периодичность его отправки, а также данные, которые будет содержать пакет (информация о географических координатах, текущем време- ни, скорости и направлении движения, а также различные события и параметры — сливы, заправки топлива, места погрузок и разгрузок, на- рушения скоростного режима и т. д.). Второй пакет содержит данные из энергонезависимой памяти — это сохраненная информация, кото- рая еще не передана на сервер.
Это позволяет диспетчеру получать актуальную информацию о пере- движении и работе транспортного средства в режиме реального вре- мени.
Например, если в течение нескольких дней не было связи с устройст- вом (работа в зоне со слабым сигналом, полное отсутствие связи, техни- ческие проблемы на сервере и т. д.), то при появлении устройства на связи диспетчер в первую очередь получит текущие координаты мес- тонахождения объекта, а остальную информацию — по мере выгрузки данных из энергонезависимой памяти. У конкурентных моделей, как правило, данные передаются одним пакетом, от старых к новым, что приводит к тому, что диспетчер длительное время видит неактуальную информацию — наблюдаемое транспортное средство передвигается на экране со старыми данными. Кроме того, механизм передачи данных имеет гибкую настройку — есть возможность задания выгрузки ин- формации по размеру и расписанию.
Такой алгоритм передачи данных является не только удобным для работы диспетчерского центра, но и выгодным благодаря экономии трафика в роуминге. Приоритетный пакет реального времени может быть отключен с сервера или через конфигуратор.
Комплексная защита от вмешательства в работу устройства
При разработке терминала iON Pro особое внимание уделялось за- щите устройства от стороннего вмешательства. Пользовательская часть надежно защищена корпусом — все разъемы для подключения про- водов, антенн, SIM-карт скрыты под крышкой. После завершения рабо- ты по настройке и подключению, устройство закрывается крышкой и пломбируется. Светодиодная индикация гаснет через 20 минут после закрытия крышки. Это сделано для того, чтобы водитель не смог оценить состояние работы устройства (данная функция при необходимости мо- жет быть отключена администратором системы). Составляющие комплексной защиты терминалов iON:
- Механическая защита. Комплект установки содержит саморазру- шающиеся пломбы производителя. Также предусмотрено место под до- полнительную пломбу.
- Электронная защита. Под корпусом расположена электронная пломба, которая фиксирует снятие крышки (для доступа к SIM-картам, проводам и антеннам). При вскрытии корпуса терминал подает сигнал на сервер. Факт вскрытия отображается в диспетчерской программе в виде сообщения.
- Гарантия. В устройстве предусмотрена вторая электронная пломба. Несанкционированное вскрытие основной герметичной части корпуса мониторингового терминала приведет к снятию с гарантии.
Безопасность пассажиров, сотрудников и сохранность грузов при перевозке
Важным моментом является обеспечение безопасности пас- сажиров и сотрудников, а также сохранности грузов. В каби- не водителя может быть установлена «тревожная» кнопка и голосовая связь с диспетчером. В случае нападения зло- умышленников, ДТП или других внештатных ситуациях води- тель может оперативно передать необходимую информацию на диспетчерский пункт.
Громкая связь может быть выполнена в одном из двух вари- антов:
- Комплект громкой связи (динамик + микрофон)
- Комплект полудуплексной связи (динамик + микрофон с тан- гентой)
В обоих режимах предусмотрена звуковая и световая инди- кация вызова, а также кнопка ответа на вызов. Кроме того, есть возможность автоматического ответа на вызов и вызов диспетчера. При срабатывании подключенного детектора дыма устройство также подает на сервер сигнал о задым- лении в салоне.
Система оповещений о возникновении событий в диспетчер- ской программе имеет гибкую настройку. Также возможно оповещение посредством SMS-сообщений на заданные но- мера.
Соответствия требованиям к аппаратуре спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS приказа Министерства транспорта РФ No285
iON Pro соответствует приказу Министерства транспорта РФ No 285 в части требований к бортовому оборудованию для мониторинга транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов (за иск- лючением транспортных средств, работающих в зонах с потенциально взры- воопасной атмосферой), и транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров.
- Обеспечивает первое определение текущего местоположения при «холод- ном» старте за время, не превышающее 40 сек;
- Имеет объем внутренней энергонезависимой памяти, обеспечивающий за- пись не менее 20 000 последовательно зарегистрированных событий. Сох- ранение событий во внутренней энергонезависимой памяти осуществляется автоматически при отсутствии возможности передачи информации по се- тям подвижной радиотелефонной связи. Выгрузка содержимого энергонеза- висимой памяти осуществляется автоматически при восстановлении возмож- ности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи;
- Функционирует в течение не менее чем одного часа (при температуре 20°C) при нештатном отключении электропитания от бортовой сети;
- Имеет «тревожную кнопку»;
- Обеспечивает возможность использования интерфейсов RS232, RS485, CAN и USB для обмена данными с внешними устройствами и имеет не менее двух дискретных и двух аналоговых входов;
- Пыле- и влагозащищен;
-
Включает в свой состав:
– навигационный модуль ГЛОНАСС или ГЛОНАСС и других ГНСС;
– встроенную в корпус абонентского терминала или внешнюю антенну ГЛОНАСС или ГЛОНАСС и других ГНСС;
– встроенную в корпус абонентского терминала или внешнюю антенну GSM/ GPRS;
– тревожную кнопку, встроенную в корпус абонентского терминала или раз- мещенную отдельно.
- Соответствует требованием по устойчивости к климатическим и механичес- ким воздействиям;
- Обеспечивает определение местоположения транспортного средства с пог- решностью не более 15 м по координатным осям при доверительной вероят- ности 0,95;
- Возможность автономной работы при отсутствии питания от бортовой элек- трической сети за счет использования резервной батареи питания, обеспе- чивающей не менее одного часа работы в режиме ожидания обратного звон- ка и 15 минут работы в режиме голосовой связи. Срок службы резервной батареи питания — не менее 3 лет.
Результаты применения iON Pro в рабочем процессе
- Выявление случаев несанкционированного использования топлива
- Выявление случаев несанкционированного использования транспортных средств, простоев и остановок
- Выявление слабых сторон в стиле вождения, а следова- тельно снижение затрат на обслуживание транспортного средства и уменьшение расходов на топливо
- Подсчет суммарного количества циклов работы, моточасов и расхода топлива на навесном оборудовании
- Контроль подключенных к терминалу датчиков — температуры, давления, дыма и т. д.
- Повышение уровня безопасности перевозки пассажиров, сотрудников, сохранность грузов
- Увеличение прибыли компании
- Оптимизация рабочего процесса
- Снижение издержек